Биология

Содержание статьи
Срок обучения: 4 года
Форма обучения: Очная
Уровень образования: направление подготовки 06.03.01 Биология

Минимальное количество баллов для подачи документов

Химия
40
Биология
40
Русский язык
40

Чему учат?

научно-исследовательская деятельность:

  • научно-исследовательская деятельность в составе группы;
  • подготовка объектов и освоение методов исследования;
  • участие в проведении лабораторных и полевых биологических исследований по заданной методике;
  • выбор технических средств и методов работы, работа на экспериментальных установках, подготовка оборудования;
  • анализ получаемой полевой и лабораторной биологической информации с использованием современной вычислительной техники;
  • составление научных докладов и библиографических списков по заданной теме;
  • участие в разработке новых методических подходов; участие в подготовке научных отчетов, обзоров, публикаций, патентов, организации конференций;

научно-производственная и проектная деятельность:

  • участие в контроле процессов биологического производства;
  • получение биологического материала для лабораторных исследований;
  • участие в проведении биомониторинга и оценке состояния природной среды, планировании и проведении мероприятий по охране природы;
  • участие в проведении полевых биологических исследований;
  • обработка и анализ полученных данных с помощью современных информационных технологий;
  • участие в подготовке и оформлении научно-технических проектов, отчетов и патентов;

организационная и управленческая деятельность:

  • участие в планировании и проведении мероприятий по охране природы, оценке и восстановлении биоресурсов, управлении природопользованием и его оптимизации;
  • участие в организации полевых и лабораторных работ, семинаров, конференций;
  • участие в составлении сметной и отчетной документации;
  • обеспечение техники безопасности;

педагогическая деятельность:

  • подготовка и проведение занятий по биологии, экологии, химии в общеобразовательных организациях, экскурсионная, просветительская и кружковая работа;

информационно-биологическая деятельность:

  • работа со справочными системами, поиск и обработка научно-биологической информации, участие в подготовке и оформлении отчетов и патентов.

Научно-исследовательная деятельность

Одним из самых важных достижений является создание лаборатории, оснащенной современным оборудованием для проведения микробиологических, иммунологических и молекулярно-генетических исследований. Основополагающим фактором в создании такой базы для обучающихся стало участие всего коллектива сотрудников кафедры и всего первого выпуска студентов, обучавшихся по специальности «Микробиология», в Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. в рамках реализации проекта «Создание методологии молекулярной диагностики инфекций, вызываемых патогенами различных уровней биологической организации, и патологических состояний, инициируемых липополисахаридами микрофлоры человека» (Государственный контракт №П385 от 30.07.2009. Руководитель - А.Р. Мавзютов).

Основные направления научной деятельности:

  1. Создание методологии молекулярной диагностики инфекций, вызываемых патогенами различных уровней биологической организации.
  2. Молекулярная эпидемиология актуальных инфекций и инфекционных осложнений патологии человека, разработка молекулярно-генетических методов контроля за их распространением.
  3. Разработка способов молекулярного типирования эпидемически значимых штаммов бактерий.
  4. Исследование молекулярных основ патогенности микроорганизмов и генетических механизмов её изменчивости, разработка молекулярно-генетических методов контроля за распространением актуальных для человека и животных инфекций и инфекционно обусловленных патологических состояний, в том числе инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП).
  5. Исследование биологических свойств и иммуномодулирующих эффектов липополисахаридов грамотрицательных бактерий, совершенствование методик их выделения и очистки.
  6. Исследование иммунопатогенеза инфекционных заболеваний различной этиологии и инфекционно обусловленных патологических состояний, комплексная характеристика роли в их развитии липополисахаридов грамотрицательных бактерий.
  7. Геномы вирусов, про- и эукариот: новые подходы к выявлению специфических фрагментов нуклеиновых кислот в режиме реального времени и их применение в ДНК-диагностике.
  8. Разработка новых подходов к амплификации и высокочувствительной детекции нуклеиновых кислот в реальном времени для изучения структурно-функциональной организации живых систем и применения в ДНК-диагностике.
  9. Разработка новых вариантов ПЦР для сверхбыстрой и высокочувствительной детекции специфичных последовательностей нуклеиновых кислот по конечной точке и в реальном времени, их применение в фундаментальных исследованиях и в ДНК-диагностике.
  10. Разработка, конструирование и практическое применение (внедрение) молекулярно-генетических диагностических тест-систем для медицины, ветеринарии и сельского хозяйства.
  11. Создание новых способов и систем для поиска соединений с выраженной антибактериальной активностью, а также методик для количественной оценки эффективности и адекватности антибактериальной терапии.

В настоящее время основные усилия сотрудников кафедры фундаментальной и прикладной микробиологии ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России сконцентрированы на участии в реализации комплексной Программы развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года (Москва, 2012.ВП-П8-2322) и Плана мероприятий «Развитие биотехнологий и генной инженерии» (распоряжение Правительства РФ (от 18 июля 2013 г. № 1247-р). В соответствии с этими документами в Республике Башкортостан создан Биотехнологический кластер, который функционирует и располагает достаточным количеством рабочих мест для выпускников по направлению Биология (профиль подготовки микробиология), а также предоставляет условия для получения дополнительных практических навыков по разработке проектов в области биотехнологии:

  • анализ научной литературы и официальных статистических обзоров, участие в проведении статистического анализа и публичное представление полученных результатов;
  • участие в решении отдельных научно-исследовательских и научно-прикладных задач в сфере обращения лекарственных средств.

Медицинская и научно-исследовательская деятельность.

Студенческие научные исследования, проводимые в рамках выпускных квалификационных работ, тесно связаны с решением актуальных проблем в области медицины и здравоохранения, ветеринарии, сельского хозяйства. С целью подготовки выпускников, способных самостоятельно проводить эксперименты, для студентов каждого курса проводятся учебно-производственная и преддипломная практики. Основными базами для освоения практических навыков и умений являются лаборатории и учебные комнаты кафедры фундаментальной и прикладной микробиологии ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, крупнейшие научно-производственные НИИ:

  • Институт биохимии и генетики УФИЦ РАН (лаборатория биоинженерии растений и микроорганизмов),
  • Институт биологии УФИЦ РАН (лаборатория генетики и селекции микроорганизмов),
  • а также лаборатории ООО «Исследовательский центр «Лаборатория»,
  • Клиники БГМУ, 
  • ГБУЗ РБ ГКБ № 21

и ряда других медицинских организаций. На перечисленных базах практики студенты имеют уникальную возможность знакомиться и осваивать современные методы исследования, а также приобретать прочные навыки работы с новейшим лабораторным оборудованием.

Студенты активно участвуют в научно-практических конференциях различного уровня (от региональных до международных) и ежегодно публикуют результаты своей научно-исследовательской деятельности в периодических изданиях, в том числе представленных в базах данных РИНЦ (рекомендованных ВАК), Web of Science, Scopus и др.

Учебная и производственная практика.

Организованы и проводятся, в том числе выездные, учебные практики по специальности 32.05.01. «Медико-профилактическое дело» и направлению подготовки 06.03.01. «Биология» (профиль микробиология) по экологии, генетике, микробиологии; прикладной микробиологии, клинической лабораторной диагностике, а также преддипломная практика.

Инновационная деятельность.

Результаты научных работ, проводимых на кафедре фундаментальной и прикладной микробиологии аспирантами и студентами, уже получили высокую экспертную оценку. В последние годы достаточно сильно возросла результативность участия студентов в грантовых проектах.

Вышеуказанные результаты во-многом связаны с эффективной работой студенческого научного кружка (СНК) при кафедре, работу которого в течение последних лет курировала аспирант кафедры Цветкова А.В.. Научные успехи студентов обусловлены творческой инициативой и активным участием в работе СНК всех сотрудников кафедры, среди которых необходимо отметить молодых ученых - ассистентов кафедры Хакимову Л.Р., Швец К.Ю., Габдрахманову А.Р., а также выпускницу 2018 года, а ныне магистранта Дворенкову А.Д. Благодаря их деятельному участию и привлечению к научным исследованиям обучающихся студенческие работы, выполненные на кафедре, ежегодно представляются на конференциях:

  • Республиканская научная конференция студентов и молодых ученых «Вопросы теоретической и практической медицины»,
  • Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов»,
  • Междисциплинарный микологический форум,
  • Международная конференция «Биология – наука XXI века»,
  • Международная научная конференция «Растения и микроорганизмы: биотехнология будущего» PLAMIC2018.

Участвуют в конкурсах на лучшую научную работу:

  • Молодежный научно-инновационный конкурс молодых ученых «У.М.Н.И.К.»
  • Молодежный форум iВолга
  • Всероссийский конкурс молодежных проектов «РосМолодежь»
  • Международный медицинский Форум «Вузовская наука. Инновации»

Лучшие научно-исследовательские работы, а также результаты выпускных квалификационных работ публикуются в научных журналах, в том числе рекомендованных ВАК РФ («Медицинский вестник Башкортостана», «Биомика», «Пародонтология», «Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии» и др.), а также включенных в международную базу данных Scopus («Молекулярная генетика, микробиология и вирусология», «Клиническая лабораторная диагностика» и др.).

Область и объекты профессиональной деятельности

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает исследование живой природы и ее закономерностей, использование биологических систем в хозяйственных и медицинских целях, охрана природы.

Бакалавры по специальности «биология» могут проводить наблюдения и исследования за процессами в биологических системах, изучать и классифицировать их, проводить научные эксперименты, начиная с разработки плана и заканчивая подведением итогов. Молодые специалисты могут работать в учреждениях образования, научно-исследовательских лабораториях и институтах, заказниках и заповедниках, исследовательских, диагностических и учебных центрах. Могут занимать должность преподавателя в среднем или высшем учебном заведении, лаборанта или научного сотрудника. Повысить уровень своей профессиональной бакалавры могут в магистратуре и аспирантуре.

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются биологические системы различных уровней организации; процессы их жизнедеятельности и эволюции; биологические, биоинженерные, биомедицинские, природоохранительные технологии, биологическая экспертиза и мониторинг, оценка и восстановление территориальных биоресурсов и природной среды.

Места работы

Бакалавры по специальности «биология» могут проводить наблюдения и исследования за процессами в биологических системах, изучать и классифицировать их, проводить научные эксперименты, начиная с разработки плана и заканчивая подведением итогов. Молодые специалисты могут работать в учреждениях образования, научно-исследовательских лабораториях и институтах, заказниках и заповедниках, исследовательских, диагностических и учебных центрах. Могут занимать должность преподавателя в среднем или высшем учебном заведении, лаборанта или научного сотрудника. Повысить уровень своей профессиональной бакалавры могут в магистратуре и аспирантуре.